Понедельник, 10.12.2018, 10:36

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа развития библиотеки

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа развития школьной библиотеки как информационно – библиотечного центра

Основание для разработки Программы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Концепция развития информационного общества в РФ

Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации

Концепция развития библиотек в образовательных учреждениях РФ

Введение нового ФГОС для начального общего образования
Основные разработчики Программы Алексеева Елена Васильевна, педагог-библиотекарь

Исполнители Программы

Администрация, педагоги, учащиеся, родители, общественность, организации, вовлеченные в сотрудничество со школой

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап - разработка программы: сентябрь 2012- май 2013гг.

2 этап – реализация и корректировка программы: 2013 – 2014 гг.

3 этап – подведение итогов, корректировка, перспективы: 2015 г

Цель

Создание условий для успешной социализации школьников в современном  информационном обществе

Задачи

1. Совершенствование материально-технической базы библиотеки

2.Оказание качественных библиотечно-информационных услуг

3.Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников.

Направления деятельности

1. Создание единого информационного пространства.

2. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки

с различными партнёрами.

3. Развитие социальной направленности работы библиотеки
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1.Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным  информационным ресурсам

3.Улучшение комплектования и обеспечение безопасности  библиотечных фондов;

4.Повышение читательской компетентности детей и подростков;

5.Укрепление материально-технической базы;

6.Повышение уровня ИКТ- компетентности сотрудников библиотеки

7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей

  • на пользование бесплатной, оперативной актуальной и достоверной информацией;
  • на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
  •  на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
  • на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
  •  на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;
  • на организацию совместной работы учащихся и учителей.
Система контроля исполнения Программы Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки.

Обоснование программы

Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы.

            Миссия библиотеки: информационная поддержка образовательной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности школы на основе традиционных и продвижения информационно-библиотечных и коммуникационных технологий. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.

Основная цель школьных библиотек – удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости библиотеки для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.

Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного  центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:

- приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка как национального достояния и средства межнационального общения;

- содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.

Анализ состояния школьной библиотеки

Фонд школьной библиотеки МБОУ «Амгинская СОШ №2» насчитывает 1665 экз.книг, 9281экз. учебников, 20 электронных дисков.

Читателями школьной библиотеки являются 235 человек из числа учащихся, учителей и родителей. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку – 80 %.  Штат библиотеки – 1, должность педагог-библиотекарь, имеющий высшее образование.

При проведении анализа работы библиотеки  были выявлены показатели, отраженные в таблице 1.Таблица 

Главные показатели в 2010 – 2011 гг.

  Читатели Посещение Книговыдача Массовые мероприятия
Всего 235 820 1416 20

Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки МБОУ «Амгинская СОШ №2» являются:

- динамичное развитие школы;

- акцент на самостоятельную работу учеников;

- активное внедрение компьютерных технологий;

- увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.

В 2010-2011 годах одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки было внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Целью данной деятельности было повышение эффективности работы библиотеки, связанной с комплектованием, систематизацией поступивших изданий, созданием и пополнением электронного каталога, учетом библиотечных фондов,  расчетом книгообеспеченности учебных дисциплин литературой, обслуживанием пользователей.

Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МБОУ «Амгинская СОШ №2» показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:

- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;

- выдает во временное пользование издания из своих фондов;

- оказывает консультационную помощь в поиске документов, составлении библиографии к исследовательским работам, проектам и рефератам;

- составляет библиографические указатели, списки литературы;

- выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;

- организует книжные выставки и массовые мероприятия;

- содействует формированию информационной культуры.

Данные анализа позволяют утверждать, что объем основного фонда библиотеки не зависит напрямую от числа читателей. Данное обстоятельство, в совокупности с «солидным возрастом» основных фондов оказывает влияние на средние показатели деятельности библиотеки, т.е. обращаемость и читаемость в среднем значительно ниже, чем в системе общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Обращаемость основных фондов школьной библиотеки – 1, а читаемость – 18,2. Следует учесть, что показатель читаемости достигается в основном за счет систематического обращения за книгами учащихся начальной школы и учащихся старшего звена за программной литературой.

Программа развития библиотеки  рассчитана на 5 лет. В Программе определены цели и задачи развития библиотеки на среднесрочную перспективу, а также намечены основные приоритеты и механизмы их реализации. Конкретные действия по осуществлению намеченных целей, задач и приоритетов будут разрабатываться в форме ежегодных мероприятий (плана работы).

 

Цели и задачи программы.

 

Цель: создание условий для успешной социализации школьников в современном 

информационном обществе.

Задачи:

  • совершенствование материально-технической базы библиотеки
  • оказание качественных библиотечно-информационных услуг
  • организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области

      приобщения к чтению

            Решить эти задачи возможно за счет создания информационно-библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:

1. Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.

2. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов, так и ресурсов других библиотек.

3. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.

4. Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.

Создание в школе информационно-библиотечного центра позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.

 

Основные направления Программы развития библиотеки гимназии

 

Создание единого информационного пространства

 

Создание единого информационного образовательного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.

Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых информационных технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.

Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки

с различными партнёрами

 

Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнёрами, в первую очередь, являются библиотеки школ Амгинского улуса, библиотеки Амгинского наслега. Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ, библиотеками наслега будет осуществляться по следующим направлениям:

- приобщение детей к чтению, повышение информационной культуры читателей;

- развитие семейного чтения детей;

- комплектование библиотеки фондами школьных учебников на учебный год;

- сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными;

- использование межбиблиотечного абонемента;

- координация в комплектовании и организации подписки на периодические издания;

- координация работы по использованию новых образовательных технологий, использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек;

- реализация совместных проектов развития;

Развитие социальной направленности работы библиотеки

Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате активного взаимодействия с Советом школы, с ученическим самоуправлением, с социально-психологической службой школы. Такое сотрудничество позволит активизировать работу школы в социуме (инвалидами, многодетными семьями и т.д.). Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы  в реализации воспитательных программ.

Позиционирование школьной библиотеки как социально ориентированного учреждения осуществляется:

- в  рамках муниципальных социальных программ;

- проведением школьных и районных акций по продвижению чтения;

- реализацией просветительских программ дополнительного образования

- выявлением и развитием творчески одаренных детей и др.

 

Необходимые ресурсы и источники финансирования

 

Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования Программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, родителей, получение грантов, оказание дополнительных платных услуг и др.

 

Текущий контроль и оценка результатов

В ходе решения задач Программы развития библиотеки  МБОУ «Амгинская СОШ №2» как информационного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:

- выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана  школы в целом;

- удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;

- существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;

- достаточно ли ресурсное обеспечение.

Ниже приводятся основные показатели работы библиотеки, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед библиотекой задач:

- число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "одного сотрудника");

- средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");

- число книговыдач на единицу хранения (т.е. обращаемость);

- число книговыдач на час работы (во время занятий и после уроков);

- число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");

- степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.

Показатели обеспеченности ресурсами:

- общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;

- обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;

- обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.

Кадровые показатели:

- отношение числа полных ставок в библиотеке к численности школьного сообщества;

- отношение числа полных ставок к показателям использования библиотеки.

Качественные показатели:

- степень удовлетворенности пользователей;

- целевые группы пользователей;

- консультационная деятельность.

Стоимостные показатели:

- удельные издержки на функции, услуги и операции;

- расходы по персоналу в расчете на одну функцию (например, выдачу литературы);

- общие затраты на библиотеку в расчете на одного члена школьного сообщества;

- общие затраты на библиотеку в процентах от общего бюджета школы;

- затраты на мультимедийные материалы в процентах от общих затрат на библиотеку.

Сравнительные показатели:

- статистические показатели библиотеки в сопоставлении с соответствующими библиотечными услугами в других школах аналогичных размеров и параметров.

Возможные трудности и риски:

Недостаточное  финансирование деятельности библиотеки

Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, - частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании;

Несоответствие площади помещений библиотеки (медиатеки) и ее возрастающим функциям.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации Программы к концу 2017 года будет достигнуто:

1.Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным

информационным ресурсам

3.Улучшение комплектования и обеспечение безопасности  библиотечных фондов;

4.Повышение читательской компетентности детей и подростков;

5.Укрепление материально-технической базы;

6.Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников библиотеки

7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей МБОУ «Амгинская СОШ №2» на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;

на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

 на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;

на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;

 на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;

на организацию совместной работы учащихся и учителей.

Программу развития библиотеки (скачать в формате .doc)

Поиск

Войти


Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Федеральный портал "Российское образование"


Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

МБОУ "Амгинcкая СОШ №2" © 2018